Типографика в дизайне часть 1. Понятие типографики, основные термины, характеристики текстов и шрифтов

Текст в рекламе - одно из важнейших составляющих, позволяющее рекламодателям заявить о себе. Поэтому большое количество работы в графическом дизайне связано с его набором и оформлением. Но, к сожалению, в сравнении с ростом рекламного бизнеса и количества графических дизайнеров в России, количество тех, кто подходит к шрифтовому оформлению текста профессионально увеличивается не так быстро.

Не разбирающиеся в дизайне заказчики хотят, чтобы было "необычно" или "повеселее", а приветливые и дружелюбные дизайнеры идут им навстречу. В итоге текст на сайте или в буклете получается оформленным таким образом, что служит уже не во благо, а во вред рекламной кампании.

Сложно сказать, правильно ли поступают в этом случае исполнители. Рекламодатель бывает уперт и часто считает, что больше всех понимает в рекламе и дизайне, а исполнителю, порой, приходится идти у него на поводу. В итоге получаются жуткие дизайнерские ляпы, которые мы часто встречаем как в интернете, так и в печатной рекламе. А если же эти ляпы возникают по невежеству, то исполнителям стоит познакомиться с таким понятием, как типографика.


Понятие типографики

Существует множество определений понятию Типографика. Кто-то может назвать это наукой об оформлении набранного текста. Хотя такое определение вряд ли подойдет. Законы и правила типографики являются достаточно гибкими и необязательными для соблюдения, в отличие от законов, например, физики. Так что называть типографику наукой, наверное, не стоит. Так же часто типографику называют искусством построения композиции из шрифтов путем набора и верстки. Такое определение, наверное, подойдет больше. Но в этой статье мы рассмотрим типографику, не как на искусство или действие, а как руководство. Так что, определение типографики в этой статье будет следующим:

Типографика (typography) - свод законов, правил и норм оформления текста, основанных на изучении восприятия набора читателем, а так же на опыте и обобщенном мнении профессионалов набора.

Типографика полезна не только для грамотной верстки книг, газет и журналов. Она важна при создании печатной рекламы, дизайне сайта, баннера, наружной рекламы и многого другого. Знание и понимание типографики превращают текст в инструмент построения композиции. Делают его живым, придают характер и способность передать идею не только содержанием, но и графически.


Основные термины

Для того, чтобы понимать, о чем идет речь в следующих статьях, давайте разберемся в некоторых терминах, которые будут встречаться в дальнейшем. Если Вы работаете в дизайне не первый день, большинство этих терминов Вы уже слышали, однако, все равно стоит посмотреть определения, возможно, это сможет дополнить информацию, которой Вы обладаете:

Гарнитура - шрифт или несколько шрифтов, имеющих стилистическое единство начертания. Состоит из набора знаков (обычно - цифры, буквы, знаки пунктуации, сцецсимволы, но может состоять так же исключительно из неалфавитных знаков). Часто это понятие путают с понятием "шрифт", хотя шрифт - это определенное начертание знаков, в то время, как гарнитура определяет общее "семейство" шрифтов. Например, гарнитура "Times New Roman" состоит из обычного, курсивного, полужирного и множества других шрифтов этого семейства.

Кегль - высота буквы, включающая в себя нижние и верхние выносные элементы. Измеряется в типографских пунктах (обозначается как pt). Например, текст набранный 14 кеглем будет равен 14 pt по высоте. 1 типографский пункт равен 1/72 английского дюйма. Это примерно 0,352 миллиметра.

Интерлиньяж - межстрочный интервал. Расстояние между базовыми линиями соседних строк. Измеряется интерлиньяж в типографских пунктах.

Кернинг - расстояние между буквами. Основная суть кернинга - подбор различных интервалов между различными парами конкретных букв, для увеличения удобочитаемости. В программах верстки кернинг - изменение расстояния между буквами, задающееся в процентах. Может быть как отрицательным, так и положительным. При отрицательном кернинге буквы сдвигаются, при положительном - раздвигаются.

Трекинг - межбуквенные пробелы, применяемые к группе символов (слово, строка, абзац…). Трекинг служит для разрядки (осветления) или уплотнения (затемнения) набора, а так же для вгонки и выгонки слов (изменения числа набранных строк).

Рубрикация - система деления текста, при которой соподчиненные заголовки различного уровня выражают взаимосвязь и соподчиненность возглавляемых ими частей (рубрик, глав, разделов, подразделов).

Графема - базовая форма знака, помогающая отличить этот его от любого другого осмысленного знака, вне зависимости от художественных особенностей исполнения. Графема, как правило, определяет единицу текста. Например, базовая форма (графема) буквы "А" позволяет отличить ее от буквы "Б" вне зависимости от того, какой гарнитурой она набрана.

Глиф - конкретное графическое исполнение графемы. Если в тексте используется несколько глифов для одной и той же графемы (например, в зависимости от контекста), такие глифы называются аллографами друг друга.

Виды чтения:

Сплошное чтение - долгое спокойное размеренное чтение длинного связного текста.

Выборочное чтение - чтение отрывками. Так читают, чтобы найти в тексте нужную информацию.


Характеристики шрифтов и текстов

И так, мы уже определились, что текст в рекламе играет существенную роль. Но различные тексты в различных видах рекламы имеют разное назначение. Текст в интернете, имеющий большой объем, статья в журнале или газете, длинное описание товара в каталоге предназначены для сплошного чтения. Текста в макете для наружной рекламы значительно меньше, и к нему необходимо привлечь внимание. Рекламный слоган, как правило, состоит из одной-двух фраз и предназначен для того, чтобы его запомнили.

Так как различные тексты имеют различное назначение, то и значимость каких-либо характеристик этих текстов и шрифтов для их набора различна. Какие-то характеристики являются наиболее важными для одних текстов, какие-то - для других. Речь идет о таких характеристиках, как:

Удобочитаемость - свойство текста и шрифтов для его набора, характеризующее легкость восприятия. Удобочитаемость важна в текстах, предназначенных для сплошного чтения. Графическое исполнение шрифтов, используемых для набора таких текстов, должно быть максимально привычным и нейтральным.

Стоит заметить, что удобочитаемость обеспечивается не только мерами типографики, но так же стилистики, семантики и прочими свойствами текста.

Заметность - Характеристика важная для текста, который мы хотим выделить. В отличие от удобочитаемого текста, заметный текст в первую очередь видят, и только потом читают. Сделать текст более заметным можно, оперируя цветом символов или фона, при помощи крупного кегля, акцидентного и/или выделительного шрифта.

Различимость - характеристика шрифта и текста, являющаяся важной для чтения в условиях пониженной видимости и/или за короткое время. Например, текстов в наружной рекламе. Различимость текста обеспечивается ясными, максимально отличающимися друг от друга формами букв, крупным кеглем и сильным контрастом цветов текста и фона.


Система ориентирования

Длинные связные тексты, предназначенные для сплошного чтения, читают долго, спокойно и размеренно. Для ориентирования по нему достаточно номеров страниц или url, если речь идет об интернете. Для текстов же, предназначенных для выборочного чтения Важным элементом является система ориентирования.

Система ориентирования - в типографике это система пиктографических и текстовых элементов, помогающая читателю находить в тексте нужную информацию (главу, страницу, абзац, строку). В книге - это рубрицация, навигатационный аппарат (колонтитулы, колонцифры и т.п.). В интернете так же используется гипертекстовые ссылки, пиктограммы.



↑ к списку статей ↑